Burzum "Belus"
Старая сорока, свившая себе гнездо в кроне дерева у самой реки, услышала шелест очерета, опутанного густым утренним туманом. Уже почти рассвело и искры Муспельхейма, ставшие звездами, опускались сквозь бирюзовые толщи на самое дно небес. Звук, так же пришедший с восточной стороны, не походил ни на ветер, ни на крадущего с копьем или луком охотника, ни на лесного тролля.
Было преддверие весеннего равноденствия и ослабевшие духи зимы покидали землю, прятались в глубину самых дряхлых древесных волокон, забивались под каменные корни валунов.
Сквозь сивую дымку медленно проступило темное пятно – сорока увидела, что источником звука была небольшая лодка, прибившаяся к берегу; на дне ее – если присмотреться – можно было заметить несколько желудей, засохших дубовых листков и, срезанную с дуба же, ветвь, на которой были начертаны руны.
Еще раз по прибрежным зарослям прошлась сухая рябь и вдруг стало тихо. Птица почувствовала, как все вокруг – от движения сока в стволах деревьев до крохотных вибраций копошащихся насекомых – замерло, оказавшись на пороге неслыханной доселе, невообразимой космической ноты, пронизанной осью натянутой струны мироздания, что вот-вот исторгнет из себя звук. Словно образовалась гигантская брешь, кальдера на теле матери-земли и ее заполняли не мутные грунтовые воды, а стылая гравитация источника Урд.
А затем, пробив инистый панцирь и чешую мерзлоты, в землю ударила солярная стрела, выпущенная из могучего тисового лука – первый луч весны. Сотканная из этого света и света миллионов других солнц, возникла фигура прекрасного юноши; он стоял, опершись спиной о сосну и, казалось, будто это молодой побег, отделившийся от дерева, и лишь легкая грусть в его светлых глазах да тени на его лице, оставленные осенними водами Хель, могли бы сказать, откуда он пришел на самом деле и как долог был его путь. И каждый сантиметр почвы, каждая тонкая ниточка белесого корешка знала имя этого юноши, оно также было наполнено светом: Бальдр.
Бальдр пошевелился и наваждение спало: соки вновь зазвенели в ветвях, заворошились жучки, задвигались глыбы звезд в небесных пучинах. Ни старой сороке, ни кому-либо другому не было видно сына Одина и Фригг, но все вокруг чувствовало запахи, которые он принес с собой: тугой дух набрякших талой водой снегов, запах отсыревших мертвых трав, свежий аромат лесных закромов. Бальдр венчал этими запахами пространство, распахивая его и обнажая коричневые и черные жилы земли, без магии и волшебства позволяя случиться тому, что должно. И это случалось.
Бальдр вернулся. Когда духи зимы ослабли, он вернулся домой.
О «Belus» сразу же хочется сказать, что это своего рода предел в Музыке, та граница, к которой приближаются с течением своей жизни все великие композиторы. Несмотря на то, что сам Варг в одном из интервью говорил что «послание Burzum на самом деле сконцентрировано в тексте первой песни ("Feeble Screams From Forests Unknown")…», с выходом настоящего альбома можно понять, как эти «слабые крики» окрепли, превратившись в спокойный уверенный голос:
Я еду к Келио.
Я держу свой путь в мрачную бездну, где всё мертво.
__________________________________________________
Jeg reiser til Kelio.
Jeg reiser til mørkets dyp der alt er dødt.
И, когда слушаешь голос Варга, который больше проговаривает, нежели напевает эти слова, становится ясно, что за их гранью не существует уже ничего. “Belus” стал той вехой, которая отстоит за много-много верст от жизни самого творца, и все остальное в рамках Burzum будет приближением к этому межевому знаку. Это естественный надлом на побеге омелы, пролегший по контуру руны, и белая, чистая древесина ярко сияет Полярной звездой, и днем и ночью указывая на Север.
Атмосфера альбома, инициирующая пробуждение самого светлого из Асов, является по-весеннему теплой, но порой дыхание Хель еще бередит старые шрамы, оставшиеся с прошлого годичного цикла: ветер выдувает из лесов щепки и прочий мертвый древесный сор, отрывает кору, загоняет стылую сырость мхов в трещины. Но, несомненно, именно в это время и происходит трансформация духа Бальдра: клети зимы источаются, и белый вереск пробивается на скалах фьордов. Варг просто извлекает из тишины необходимые формулы, заклинает воздушных духов, чтобы представить текущий монолит творения. “Belus” – уже не только музыка, а больше, чем музыка: это древняя норвежская магия, неотрывная от крови, один из множества архетипов, которые служат основой для нордической культуры и мировоззрения. Музыка последнего норвежского кудесника приняла образ юнговского Вотана, посмеивающегося на опушке леса, и теперешняя тьма Burzum – это вуаль, подобная той, которая скрывает от посторонних глаз «утерянную» Туле, но, владеющий взором, сможет заглянуть в эту горькую ночь.
В целом, являясь очень личным произведением, «Belus», в то же время, отражает все эсхатологическое вращение вселенной: это проникновение в миф, в духовную кровь расы, как способ сопереживания. Своей музыкой Варг воплощает свои девять долгих ночей, становясь силой, противящейся гравитации Аса-Тора и направляющей руку Хёда в своего Белого брата. И, на самом деле, этот акт не является предпосылкой цикличности, а, напротив, это рывок Гарма в попытке избежать петли времени-Хроноса, разрывание несуществующих пут и путешествие в энергетическом потоке, параллельном существующей реальности – эта и есть та самая тьма – Burzum – скрывающая беглеца. “Belus”, определенно, можно представить как пещеру, тайное убежище, в которое успевает попасть «дух дуба, посаженный в лодку» и, обращаясь к этому альбому, слушатель взывает к Белусу-Бальдру, многократно инициируя его возвращение – так, в прогрессе, и происходит «вечное воскрешение; это место вне времени где-то за полярным Асгардом, источник рунической магии.
В заключении о «Belus» хочется сказать только одно: «Я - всё, что было (прошлое), и всё, что будет (будущее), и ни один смертный когда-либо не сдёрнул мою завесу».
Byelobog Productions | 2010
1. Leukes Renkespill (Introduksjon) (0:33)
2. Belus' Død (6:23)
3. Glemselens Elv (11:54)
4. Kaimadalthas' Nedstigning (6:43)
5. Sverddans (2:27)
6. Keliohesten (5:45)
7. Morgenrøde (8:54)
8. Belus' Tilbakekomst (Konklusjon) (9:37)
#Skalde_Jord #Burzum